ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

научно-исследовательской, научно-методической, международной работы, мероприятий по подготовке кадров высшей квалификации кафедры русской и зарубежной филологии ВлГУ 

на период 2016-2020 гг.

Весь объём научно-исследовательской, научно-методической, международной работы, мероприятий по подготовке кадров специалистов высшей квалификации  кафедры русской и зарубежной филологии ВлГУ на 2016-2020 годы планируется в соответствии с ежегодными кафедральными планами научно-исследовательской работы, а также - согласно законам Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 2005г.); «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ; Типовым положениям об образовательном учреждении высшего профессионального образования от 5 апреля 2001 г. № 264; Уставом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ); Программой развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) - интегрированный центр устойчивого развития образования, науки и инноваций для обеспечения высокотехнологичных отраслей экономики на 2011 – 2020 гг.; ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата); ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры); положениями директивных документов Пединститута ВлГУ; научно-исследовательскому плану работы филологического факультета.

Комплексный перспективный план научно-исследовательской, научно-методической, международной работы, мероприятий по подготовке кадров специалистов высшей квалификации на 2016-2020 годы и представленная целевая программа развития кафедры русской и зарубежной филологии ВлГУ на 2016-2020 годы составлены с учётом целевой программой подготовки научно-педагогических кадров, омоложения корпуса кандидатов наук и докторов наук, повышения качества подготовки аспирантов и докторантов, при этом принимается во внимание также фактор научного направления кафедры, ориентированного на комплексное и системное изучение истории, теории и методологии мировой литературы, сравнительно-типологических аспектов развития современного литературоведения с акцентом на проблемных вопросах приоритетного направления литературоведческих исследований «Актуальные проблемы истории, теории и методики литературы в интегративном поле междисциплинарных социо-гуманитарных исследований».

На базе кафедры функционирует литературоведческая школа, объединяющая сотрудников кафедры (преподавателей, аспирантов, магистрантов), занимающихся образовательной и научной деятельностью в области литературоведения в рамках исследования актуальных проблем истории, теории и методики изучения и преподавания русской и зарубежной литературы в социокультурном пространстве ХХI века. Основные научные направления по своему состоянию и динамике соответствуют профилю подготовки специалистов в области филологии и активно интегрируются в учебный процесс. В качестве приоритетных на период 2016-2020 гг. определяются следующие научные темы

  1. «Разработка научных принципов исследования художественного текста в культурном контексте исторической эпохи»
  2. «Метафизический стиль в английской и американской поэзии».

Перспективный план научно-исследовательской, международной и общественной деятельности кафедры литературы на период с 2016 по 2020 г. включает в себя следующие цели и задачи:

1. изучение исторического развития русской литературы от XVIII к XXI веку в его наиболее существенных проявлениях и закономерностях в рамках научно-исследовательской темы кафедры «Разработка научных принципов исследования художественного текста в культурном контексте исторической эпохи».

2. изучение исторического развития русской и западных литератур и, как следствие, закономерностей литературного процесса в рамках научно-исследовательского приоритетного направления кафедры.

3. изучение принципов изображения личности в литературе с общетеоретических позиций.

4. исследование проблемы мотивации к углублённому анализу художественного текста (при изучении литературы на базовом и профильном уровне), поиск методов и приёмов, обеспечивающих в преподавании литературы внутрипредметные и межпредметные связи.

5. изучение специфики журналистского дискурса.

В ракурсе кафедрального научного направления в ближайшей перспективе ставятся и новационно решаются самые актуальные проблемы современного литературоведения:

·  Осмысление генезиса мирового литературного процесса ХХ века;

·  Разработка нового литературоведческого категориального аппарата с учётом достижений междисциплинарных исследований;

·  Проблема философизации художественного текста в литературном процессе на современном этапе;

·  Определение перспектив художественного развития в ХХI веке;

·  Выработка теоретико-практического инструмента современной литературной компаративистики;

·  Теоретизации категории «художественное сознание»;

·  Совершенствование техники литературоведческого анализа;

·  Историко-литературная и теоретическая систематизация социокультурных проектов и художественных направлений в литературе ХХI века;

·  Выявление специфики взаимоотношений литературных метаязыков – «академического», классического и нетрадиционного (модернистского и постмодернистского);

·  Исследование тематического направления «Факт, документ, вымысел и художественный текст»;

·  Исследование герменевтического направления в современном литературоведении;

·  Вопросы методики преподавания литературы в свете задачи подготовки специалистов широкого профиля в области филологии и педагогических кадров в Российской Федерации;

·  Теоретические и практические вопросы обучения, включающие в себя воспитательные, духовно-просветительские, психологические и методические проблемы современного непрерывного литературного образования.

Учебная и учебно-методическая работа соотносится с целевыми приоритетами перспективного плана развития кафедры на 2016-2020 гг. и включает в себя следующие перспективные задачи:

·  обеспечить введение в учебный процесс ФГОС ВО, завершить формирование ОПОП ВО по направлениям подготовки;

·   завершить разработку основных образовательных программ (ОПОП ВО) по всем направлениям подготовки кадров согласно ФГОС ВО 3 поколения;

·  обеспечить внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов обучения (компьютерные симуляции, деловые игры, компьют. тесты контроля знаний, использование интернет и др.);

·  обеспечить переработку и обновление учебно-методических материалов по кафедральным дисциплинам (программы (типовые и рабочие), планы лекций, семинаров, тематика рефератов, критерии оценивания по всем дисциплинам кафедры, рейтинговые задания, тесты, тематика курсовых и дипломных работ, зачетные и экзаменационные вопросы и т.д.) по всем формам обучения;

·  обеспечить учебно-методическими пособиями все виды практик;

·   организовать обсуждение итогов практик на конференциях, заседаниях кафедры и Ученого Совета;

·   постоянно совершенствовать учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов, в том числе на электронных носителях;

·   издание необходимых учебных пособий по всем дисциплинам кафедры.

Кафедра планирует учебно-методическое и научное сопровождение всего комплекса учебно-методических материалов (обновление, разработка новых учебных программ, УМК) для учебно-образовательного процесса на базе ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата); ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры).

На период 2016-2020 гг. планируется разработка новой магистерской программы «Теория и практика литературного перевода» и создание комплекса учебных программ по дисциплинам и УМК по данному направлению.

Целевая программа подготовки научно-педагогических кадров, омоложения корпуса кандидатов наук и докторов наук, повышения качества подготовки аспирантов и докторантов кафедры.

Для реализации перспективных задач целевой подготовки научно-педагогических кадров, омоложения корпуса кандидатов наук и докторов наук, повышения качества подготовки аспирантов и докторантов на кафедре предопределена деятельность научно-методического и научно-теоретического семинара, Школы юного филолога. Планируется активизация научно-исследовательской работы магистрантов по направлениям «Педагогическое образование» и (новационной магистерской программы) «Теория и практика литературного перевода» с привлечением к равноправному участию в проектах и на конференциях всех уровней, организуемых кафедрой, с обеспечением возможности стажировки в международном научно-образовательном пространстве.

А также запланирован ряд конкретных мероприятий по осуществлению целевой программы развития. (Вся информация по планированию, организации и проведению данных мероприятий размещается на сайте кафедры).

Название мероприятий

Сроки выполнения

1

Научно-методический и научно-теоретический семинар среди сотрудников кафедры (с участием аспирантов, докторантов, соискателей)

В течение 2016-2020 гг. (в соответствии с кафедральным планом заседаний, утверждаемого в начале каждого полугодия)

2

Школа юного филолога

В соответствии с планом семинара, утверждаемого в начале каждого полугодия (информация размещена на сайте кафедры)

3

Научно-практическая студенческая конференция по актуальным проблемам современного литературоведения (с привлечением магистрантов, аспирантов)

Ежегодно апрель-май в течение 2016-2020 гг.

4

Научно-информативные круглые столы среди бакалавров и магистрантов (с участием всех сотрудников кафедры)

В рамках научных и воспитательных/духовно-просветительских мероприятий кафедры (в течение учебного года)

5

Научно-практические и методические профессорско-преподавательские конференции (с участием всех сотрудников кафедры)

Ежегодно весной в течение 2016-2020 гг. (в соответствии с кафедральным планом конференции, утверждаемого в начале каждого года)

6

Круглый стол по проблемам кафедрального приоритетного направления литературоведческих исследований «Актуальные проблемы истории, теории и методики литературы в интегративном поле междисциплинарных социо-гуманитарных исследований».

Ежегодно осенью в течение 2016-2020 гг. (в соответствии с кафедральным планом конференции, утверждаемого в начале каждого года)

7

Международная научная конференция «Художественный текст и культура»

В соответствии с планом в течение 2016-2020 гг.

8

Международная церковно-общественная и научная конференция «Покровские чтения»

 

В соответствии с планом в течение 2016-2020 гг.

 Кафедра планирует продолжать развитие комплекса регулярных мероприятий кафедрального, университетского, межвузовского, межрегионального, международного уровня:

1.  Участие и организация научных конференций всех уровней.

2.  Работа научно-теоретического семинара среди преподавателей, аспирантов, соискателей, стажёров-исследователей по направлениям литературоведческой специальности.

3.  Экспертная оценка учебников, учебных пособий, методических пособий, программ и стандартов всех уровней образования.

4.  Экспертная оценка научных статей, сборников научных трудов, научных монографий и рекомендация их к публикации.

5.  Рецензирование курсовых работ, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, кандидатских диссертаций, докторских диссертаций и рекомендация их к публичной защите.

6. Написание, редактура и выпуск учебников, учебно-методических пособий, хрестоматий, научных монографий, сборников материалов конференций, сборников научных трудов.

7.  Организация и участие в межвузовских, республиканских и международных научно-исследовательских проектах, определяемых интересами и проблемами изучения мировой литературы и литературоведения.

8.  Создание и регулярное обновление электронной библиотеки по русской и зарубежной филологии.

9.  Осуществление научного руководства курсовыми работами, дипломными работами, магистерскими диссертациями, кандидатскими и докторскими диссертациями.

10. Подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций.

11. Участие сотрудников кафедры на научно-теоретических семинарах при Учёных Советах и на заседаниях Учёных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по литературоведческим специальностям.

12. Разработка и осуществление проектов инновационно-корпоративного сотрудничества в системе научно-образовательного пространства Российской Федерации.

13. Обеспечение выполнения плана повышения квалификации и уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава (в соответвствии скафедральным и университетским планом повышения квалификации).

14. Обеспечение системы конкретных заданий и отчетности преподавателей, направленных на повышение уровня квалификации.

В период 2016-2020 гг. планируется активизировать научно-методическую  и духовно-просветительскую работу с одарёнными студентами бакалавриата и магистратуры. Все основные мероприятия планируется осуществлять согласно утверждаемым в начале каждого учебного года планам НИР, НИРС и воспитательной / духовно-просветительской работы.

В рамках научно-образовательной деятельности кафедры функционирует школа юного филолога. На период 2016-2020 гг. планируется развивать данную деятельность. Работа с одарённой молодёжью включает в себя направление деятельности по активизации форм непрерывного литературного образования и создание перспективного поля формирования будущих филологических кадров. Особое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности школьников, студентов, которые посвящают себя в будущем науке. Основные положения школы юных филологов утверждены на заседании кафедры как стратегия работы по повышению перспективного научного и профессионального потенциала. В целях активизации деятельности школы юных филологов из профессорско-преподавательского состава сформирована рабочая группа, члены которой обладают высоким уровнем научного и профессионального мастерства и непосредственно проводят занятия. На сайте кафедры размещается вся информация по программе развития Школы юного филолога.

В рамках кафедрального научного направления ставится и решается актуальная проблема методики преподавания литературы, разрабатываются новые аспекты включения новых информационных технологий в процесс изучения и преподавания мировой литературы. В связи с этим в системе общего кафедрального направления на период 2016-2020 гг. определяется новационная экспериментальная научно-методическая тема «Стратегия литературного образования в ХХI веке: научные задачи, практические приоритеты, методологические перспективы», в рамках которой осуществляется концепция непрерывного литературного образования, одной из основных задач которой является установление и дальнейшее развитие преемственной связи между структурами «школа – лицей (колледж) – бакалавриат – магистратура - аспирантура».

В этом плане кафедральная научно-методическая работа выстраивается в направлении нескольких приоритетов (которые планируется активизировать в системе перспективного комплексного плана деятельности кафедры) – 1) связь кафедры со школой, с профильными лицеями, колледжами; 2) развитие творческого и научного потенциала молодёжи в системе внутривузовских, межвузовских научных-образовательных, школьных и смешанных молодёжно-творческих проектов; 3) актуализация многоуровневых научно-практических конференций и конкурсов-проектов, в которых в равной степени принимают участие, как учащиеся школ и лицеев (колледжей), так и  молодые учёные – бакалавры и магистранты, аспиранты и соискатели. Целевым направлением данного механизма становится создание экспериментальной площадки для выработки стратегии литературного образования ХХI века и создание условий для практической апробации теоретических положений.

Кафедрой в течение 2016-2020 гг. планируется серьезная работа по обеспечению связи кафедра с другими вузами (в масштабах областных, межрегиональных, всероссийских и международных инновационно-корпоративных проектов) в плане научно-исследовательского и духовно-просветительского сотрудничества. Целый ряд представителей других ВУЗов будут приглашены к участию в научных и научно-методических лекториях, создании учебных пособий, к руководству научными работами членов кафедры, к обсуждению различного рода научно-исследовательских работ кафедры, к организации круглых столов, к участию на конференциях. Для реализации данного направления работы кафедра планирует продолжать функционирование регулярных международных конференций «Покровские чтения» и «Художественный текст и культура».

С целью развития молодёжной науки, молодёжных научных школ планируется привлечение ведущих иностранных специалистов. Работа, проводимая кафедрой по налаживанию связей с Миланским католическим университетом, нацелена на создание перспектив долгосрочного взаимосотрудничества в этом направлении. Лекции профессора Адриано Делл’Аста, организованные кафедрой русской и зарубежной филологии Филологического факультета ВлГУ в рамках международных приоритет-проектов молодёжной научной школы для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся историей литературы ХХ века, прошедшие с 24 по 26 февраля 2016 года являются перспективным началом данного направления в международной и научно-исследовательской (НИР и НИРС) деятельности кафедры. Намечена магистральная линия для следующего совместного приоритет-проекта, посвящённого истории русской философии ХХ века на период 2016-2020 гг.

На кафедре, усилиями преподавателей создана обширная электронная библиотека (заложенная на кафедральном компьютере), включающая в себя материалы научно-теоретического, учебно-методического плана, а также создана электронная версия библиотеки всемирной литературы, в которую включены художественные произведения по всем курсам зарубежной литературы (на английском языке) и по истории русской литературе (начиная с фольклора и по ХХI век). Кафедра планирует в течение периода 2016-2020 гг. постоянно пополнять электронную библиотеку новинками филологической литературы (Отв. Гарипова Г.Т.).

Сотрудники кафедры планируют также создание новых авторских учебно-методических пособий и методразработок по дисциплинам кафедры в соответствии с научно-исследовательским планом.

Все сотрудники профессорско-преподавательского коллектива кафедры, а также аспиранты и докторанты планируют принять активное участие в научно-теоретических и научно-методических конференциях кафедры, факультета, Вуза и других ВУЗов Республики. Кафедра планирует активно привлекать для участия в конференциях магистрантов и бакалавров старших курсов с целью привлечения молодых кадров в аспирантуру и на кафедру. В результате участия в конференциях разного уровня и масштаба членами кафедры планируется опубликовать за период 2016-2020 гг. примерно 60 научных и научно-методических статей и тезисов в сборниках материалов конференций различного уровня, сборниках научных трудов, российских и международных научных журналах, входящих в Перечень ВАК, включённых в систему РИНЦ и другие российские и международные базы научного цитирования (все сведения о публикациях будут отражены в списках опубликованных трудов членов кафедры, на сайте кафедры). Сотрудники кафедры наиболее активно планируют участие в опубликовании научных трудов в журналах «Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия. Социальные и гуманитарные науки»,  «Литература в школе», «Общество. Среда. Развитие», «Знание. Понимание. Умение», «Проблемы исторической поэтики» (Электронный научный журнал Петрозаводского государственного университета), «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского», «Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова: Серия. Филологические науки», «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология», «Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова», «Русская словесность» и других, что даст возможность широко представить научные работы преподавателей, аспирантов, докторантов, хронику научной жизни факультета.

Кафедра руководит научной деятельностью докторантов, аспирантов, стажёров и соискателей. Все темы диссертаций молодых учёных проходят этап обсуждения на кафедре и стадию утверждения на Учёном Совете университета. В 2016 года планируется защита докторской диссертации Склизковой А.П.

 

______________________________

Приоритетные направления НИР, международной и инновационной деятельности на период 2016-2020 гг.:

·  повышение активности научной работы и публикационной деятельности преподавателей и научных школ; активизацию участия кафедры в федеральных целевых программах;

·  поддержание высокой публикационной активности в журналах Международных баз цитирования;

·  активизация работы по грантам;

·  расширение инновационной и внедренческой деятельности кафедры в рамках НИР, НИРС и учебно-методической работы;

·  обеспечение связи НИРС с научными направлениями кафедры;

·  расширение «вовлеченности» кафедры в международное научно-образовательное пространство, как через приглашение ведущих ученых, так и через поддержку проектов по проведению совместных исследований;

·  активация работы по установлению прямых контактов с зарубежными вузами;

·  установление и дальнейшее развитие преемственной связи между структурами «школа – лицей (колледж) – бакалавриат – магистратура - аспирантура».