К ИСТОРИИ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

филологического факультета ВлГУ

 

Кафедра русского языка ведет свое начало с августа 1952 года. Она выделилась из кафедры русского языка и литературы Владимирского государственного педагогического института имени П.И. Лебедева-Полянского, которую возглавлял Дмитрий Владимирович Соколов, филолог, выпускник Петербургского университета.

 

Первым заведующим кафедрой русского языка был Анатолий Михайлович Иорданский (1907-1974), ученик А.М. Селищева и Д.Н. Ушакова, доктор филологических наук, профессор, глубокий и разносторонний ученый, специалист в области истории русского языка, автор известных монографий и около 40 научных и научно-методических статей по грамматике, лексикологии и истории отечественного языкознания. А.М. Иорданский был переведен на должность заведующего кафедрой приказом Министерства просвещения РСФСР № 1094 от 2 августа 1952 г. из Башкирского государственного пединститута им. К.А. Тимирязева, где он после окончания аспирантуры в МИФЛИ и защиты кандидатской диссертации работал в течение 12 лет доцентом и заведующим кафедрой русского языка.

 

Наиболее талантливой книгой А.М. Иорданского, стоявшего во главе кафедры русского языка ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского 22 года (1952-1974), является обширная и вместе с тем изящная  по исполнению монография «История двойственного числа в русском языке» (Владимир 1960), защищенная в качестве докторской диссертации в Институте русского языка АН СССР в 1964 году.

 

Основной состав преподавателей кафедры сформировался под руководством А.М. Иорданского в 50-х-60-х гг. XX века (Людмила Евгеньева Морякина, Александр Иосифович Белов, Нина Федоровна Балдина, Антонина Семёновна Белова, Мира Николаевна Горбачёва и др.). В эти годы осуществляются значительные научные предприятия: проводятся диалектологические экспедиции, собирается богатейший материал для Общеславянского лингвистического атласа (ОЛА), регулярно выходят в свет выпуски «Ученых записок», проводятся научные и научно-методические конференции разных уровней, появляются публикации преподавателей кафедры в центральных и республиканских изданиях, открывается аспирантура по русскому языку, организуется методологический семинар по философским проблемам языкознания, защищаются кандидатские диссертации, обобщается опыт преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе.

 

Главное внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров для школы, организуется педагогическая практика с последующим подведением итогов на методических конференциях, устанавливается тесная связь со школами города Владимира и области, с выпускниками стационара и заочного отделения.

 

После ухода из жизни А.М. Иорданского с 1974 по 1985 год кафедру возглавляет кандидат филологических наук профессор Владимир Федорович Киприянов (1925-1996), оригинальный и самобытный ученый, автор 40 научных и научно-методических работ в области лексикологии, фразеологии, морфологии и синтаксиса современного русского языка, в том числе двух монографий. В.Ф. Киприянов создал интересную грамматическую концепцию – обосновал выделение коммуникативов как особой части речи и утвердил нечленимое предложение как особый структурный тип, противопоставленный членимому предложению.

 

В трудные годы застоя и окостенения кафедра под руководством В.Ф. Киприянова не утратила своих лучших традиций: продолжаются диалектологические экспедиции, организуется учебный историко-этнографический музей, выходят в свет четыре монографии по проблемам фразеологии, морфологии и синтаксиса современного русского языка, издается учебное пособие «Виды лингвистического анализа», ведется работа над словарем сравнений и словарем языка М. Горького, разрабатывается единая система учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов (УИРС – НИРС), вводится в занятия со студентами лингвистический просеминарий, обобщается опыт вузовской методики преподавания лингвистических дисциплин, выходят два сборника методических статей.

 

С 1985 по 1992 год кафедрой заведует доктор филологических наук профессор Владимир Иванович Фурашов, ученик профессора Н.Н. Прокоповича, специалист в области синтаксиса современного русского языка, общей теории языка и истории отечественного языкознания, автор более 200 научных статей и трех монографий. В.И. Фурашов исследовал предложенческие связи и отношения словоформ, атрибутивную валентность существительных, в том числе местоименных, синтагматику и парадигматику членов предложения, а также предикативную периферию русского предложения (ввел в научный обиход шкалу атрибутивной валентности субстантивов, предложил новую парадигматическую концепцию членов предложения, изучил синтаксические категории определения и сопутствующей предикативности в осложненном предложении).¹

 

В непростые годы перестройки, мучительных поисков новых путей экономического и социального обустройства России кафедра русского языка выстояла, не растеряла своих традиций в подготовке квалифицированных кадров для высшей и средней школы. После 15-летнего перерыва вновь открывается аспирантура, осуществляется работа над двумя комплексными темами: «Проблемы теории частей речи и синтаксического членения предложения» и «Развитие познавательной и художественно-творческой активности учащихся в процессе изучения русского языка». По данной проблематике подготовлено три межвузовских сборника научных работ: «Современный русский синтаксис: словосочетание и предложение», «Русские местоимения: семантика и грамматика» и «Современный русский синтаксис: предложение и его членение», защищена докторская и кандидатская диссертации, опубликованы статьи в журналах и сборниках научных работ, проведена научно-методическая межвузовская конференция «Русский язык в вузе и в школе» с публикацией тезисов выступлений – к 50-летию факультета русского языка и литературы ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского (1990).

 

В 1989 г. начинается сотрудничество кафедры с педагогическими училищами (г. Юрьев-Польский Владимирской области) с целью внедрения двухуровневой системы подготовки учительских кадров.

 

Для студентов читаются спецкурсы, проводятся спецсеминары, организуются проблемные группы и научные кружки, разрабатывается новая тематика курсовых и дипломных работ, рефератов и спецвопросов. Заметно возрастает интерес студентов к исследовательской работе (например, в 1988 году было защищено 17 работ студентами-дипломниками, а на традиционной апрельской научной студенческой конференции было заслушано 33 доклада). Большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов. Осуществляется переход на аспектное преподавание основного лингвистического курса «Современный русский язык»: на стационаре фонетику, морфемику, словообразование, морфологию и синтаксис стали читать специалисты в соответствующих областях лингвистического знания; на заочном отделении сохраняется оправдавшая себя система чтения всего курса одним преподавателем – куратором курса.

 

Неизменное внимание уделяется воспитательной работе со студентами, как внеаудиторной, так и в процессе учебных занятий: «Недели русского языка», КВН, художественная самодеятельность, группа молодого лектора и т.п.

 

В связи с болезнью В.И.Фурашова в 1992-93 учебном году кафедру возглавляет кандидат филологических наук доцент Вера Михайловна Савина, ученица профессора А.М. Иорданского, опытный вузовский преподаватель, специалист в области синтаксиса осложненного предложения, блестяще защитившая в МГПИ им. В.И. Ленина кандидатскую диссертацию «Временная соотнесенность деепричастия и глагола в строе предложения современного русского языка».

 

С 1993 по 1999 год кафедрой заведует доктор филологических наук профессор Август Борисович Копелиович, в прошлом аспирант А.М. Иорданского, долгие годы работавший в пединституте г. Комсомольска-на-Амуре. Ученый с разносторонними научными интересами, А.Б. Копелиович особое внимание уделяет исследованию категории рода в индоевропейских языках и именной категории лица. Докторская диссертация «Проблемы диахронии грамматического рода индоевропейских языков в синтагматическом аспекте», три монографии и многочисленные научные статьи А.Б. Копелиовича заложили основу  нового направления в изучении категории рода в индоевропеистике.

 

Будучи заведующим кафедрой, А.Б. Копелиович проявил себя как умелый руководитель, создал на кафедре еще более творческую атмосферу. А.Б. Копелиовичем была дополнительно открыта аспирантура по специальностям «Общее языкознание» и «Русский язык», стали регулярно (раз в месяц) проходить аспирантские объединения с обсуждением докладов молодых ученых, работающих над диссертациями. А.Б. Копелиович с 1995 года организовал  проведение  международных научных конференций по проблеме «Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект», инициировал первый выпуск "Владимирского областного словаря"

  

С 1999 года заведование кафедрой поручено доктору филологических наук профессору Марине Васильевне Пименовой, ученице профессора В.В. Колесова, успешно защитившей в 2000 г. в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию «Эстетическая оценка в древнерусском тексте», автору многих работ в области лексической семантики и стилистики древнерусского языка. За время руководства кафедрой М.В. Пименова сумела проделать большую организационную и научно-методическую работу: подготовлены учебные пособия, методические разработки, новые учебные программы, планы семинарских и практических занятий по всем лингвистическим дисциплинам. М.В. Пименова открыла аспирантуру по русскому языку, активно включилась в работу аспирантского объединения, кафедра успешно прошла государственную аттестацию. Успехи кафедры – это результат напряженной творческой работы большого коллектива.

 

Среди лингвистов и педагогов кафедры – кандидат филологических наук доцент Сергей Арсеньевич Фессалоницкий (1899-1976), замечательный ученый, методист, исследователь синтаксиса современного русского языка, работавший в ряде высших учебных заведений СССР: ст. преподавателем Калининского пединститута, доцентом и заведующим кафедрой пединститута в городе Фергана (Узбекская ССР), заведующим кафедрами русского языка Ивановского и Смоленского пединститутов, с 1957 по 1971 год – доцентом Владимирского пединститута. Заслуживают быть отмеченными такие его работы, как: «Обзор литературы по вопросам языка и мышления», «О глаголах беспредложного управления», «О границах синтаксического управления», «О словаре употребления косвенных падежей» и др. Работая в Узбекистане, С.А. Фессалоницкий издал в Ташкенте учебник по русскому языку для 3-го класса узбекских школ (1944) и пособие для учителей и студентов УзбССР «Методика родного языка» (1940) (на узбекском языке). Учебник, написанный в соавторстве с Н.И. Леоновым, переиздавался несколько раз. Известный русский языковед проф. А.В. Миртов так отзывался о С.А. Фессалоницком: «Трудовая дисциплинированность, серьезность, доброжелательная простота, тактичность, вежливость (со всеми и всегда) являются, так сказать, прирожденными свойствами этого образцового ученого-педагога».

 

На кафедре в 1961 г. началась научно-педагогическая деятельность видного ученого, блестящего специалиста в области методики преподавания русского языка, широко эрудированного и глубоко образованного человека, в дальнейшем доктора педагогических наук, профессора Ивановского государственного университета Всеволода Евгеньевича Мамушина (1922-2000). После защиты В.Е. Мамушиным в 1980 г. докторской диссертации «Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности» проф. Л.Ю. Максимов заметил: «Всеволод Евгеньевич показал, что методика преподавания русского языка может быть подлинной наукой».

 

В течение 41 года (с 1956 по 1976 и с 1980 по 2001) на кафедре вдохновенно трудился глубокий и разносторонний ученый, ученик проф. В.Н. Сидорова и проф. А.Б. Шапиро, автор около 150 научных работ, в том числе четырех монографий, в области фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса и семантики, лингвистики текста, орфографии и пунктуации, русской диалектологии, истории русского языка, ономастики, теории художественной речи и общего языкознания кандидат филологических наук профессор Александр Борисович Пеньковский (1927-2010), который во всех упомянутых областях филологического знания сказал свое слово, нередко меняющее сложившиеся научные представления и предлагающее альтернативные подходы к решению той или иной проблемы. Большой научный резонанс у нас и за рубежом получило его фундаментальное исследование «Нина. Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении» (М.:Индрик, 1999), в дополненном и доработанном виде вышедшее в 2003 году вторым изданием. Из многочисленных восторженных отзывов достаточно привести слова крупнейшего филолога нашего времени В.Н. Топорова из его письма к автору «Нины»: «Теперь Вы поймете мое состояние, когда, взяв Вашу книгу, которая в руках моих буквально вибрировала, звенела, издавала какую-то созвучную мне радиацию (лучших слов не нахожу), я перелистывал ее и, думаю, с первых же минут понял, что это – именно то, что есть, а если есть, то значит и  хорошо, как всякое подлинное творение...» Как справедливо заметил академик Н.И. Толстой, характеризуя творчество А.Б. Пеньковского, «сотрудничество ученого такого класса могло бы составить честь любому научному учреждению и университету».

 

Большим уважением и любовью студентов поьзовалась ст. преп. Людмила Евгеньевна Морякина, имевшая тридцатилетний стаж работы в школах г. Владимира и области. Она преподавала старославянский язык и историческую грамматику русского языка на историко-филологическом факультете Владимирского учительского / педагогического института с декабря 1944 г. по декабрь 1956 г. По отзыву ее учеников (легендарного диктора Ю.Б. Левитана и владимирского журналиста А.К. Буреева), Людмила Евгеньевна была "удивительнейшим, высочайшей культуры и нравствености человеком".

В течение 45 лет работала на кафедре со дня ее основания кандидат филологических наук доцент Ольга Семеновна Нестеренко (1921-1999), специалист в области русской фразеологии, исключительно принципиальный, строгий к себе и другим, требовательный и опытнейший вузовский преподаватель.

 

С ноября 1966 г. по январь 1975 г. работала в качестве доцента кафедры русского языка кандидат филологических наук Нина Ивановна Маевская, преподававшая курс современного русского языка, спецкурсы и спецсеминары по русскому языку, руководившая курсовыми работами и педагогической практикой студентов в школах.

 

Около четырех десятилетий была связана с кафедрой интенсивная научная, научно-методическая и педагогическая деятельность кандидата филологических наук доцента Валентины Владимировны Носковой (1938-2006), ученицы академика И.Ф. Протченко. В.В. Носкова являлась специалистом в области русского словообразования, морфологии, топонимики, исторической грамматики русского языка, методики преподавания русского языка в высшей и средней школе, автором многих работ: научных и методических статей, разработок, учебных пособий для студентов. Особенно значимым является исследование В.В. Носковой проблемы историзма в школьном преподавании русского языка, ее экспериментальная работа в школе № 7 города Кольчугино. Нельзя не отметить общественную активность В.В. Носковой: профсоюзная работа на факультете и в университете, кураторство студенческих групп и курсов, исполнение сложных обязанностей декана филологического факультета, зам. декана по заочному отделению и зам. председателя городского совета по топонимике при Владимирском областном фонде культуры, руководство кружком по топонимике Владимирского края. Едва ли кто-либо из членов кафедры мог бы сравняться с В.В. Носковой по количеству дипломных работ, подготовленных студентами под ее руководством.

 

Последнюю треть XX века трудились на кафедре отличные методисты Маргарита Максимовна Тюкова (1931-2002) и Александра Михайловна Пудкова (1924-2008), опытнейшие вузовские преподаватели, истинные мастера педагогического труда, беззаветно преданные делу народного образования, внесшие весомый вклад в копилку передового педагогического опыта и передавшие богатейшие знания и практические навыки не одному поколению учителей и студентов.

 

Не один десяток лет был связан с кафедрой Константин Григорьевич Семёнкин (1929-2002), в прошлом аспирант А.М. Иорданского, работавший деканом венгерского отделения, а затем – зав. кафедрой преподавания русского языка в национальной школе, кандидат филологических наук, доцент, специалист в области языка художественной литературы, автор книг о творчестве Н.Н. Златовратского.

 

Много лет (с 1971 по 1997 гг.) проработала на кафедре Лия Константиновна Андреева, кандидат филологических наук, доцент, славист, диалектолог, специалист в области лексикографии, фразеологии и словообразования.

 

С сентября 1963 г. по июнь 2009 гг. на кафедре трудилась кандидат филологических наук доцент Римма Сергеевна Канунова (Овчинникова), известный диалектолог, глубокий специалист, большой знаток говоров Владимирского края, автор двух выпусков Владимирского областного словаря (1999 и 2012 гг.), материалы для которого были собраны под ее руководством студентами филологического факультета по «Программе собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров», разработанной сотрудниками Института русского языка РАН.

 

Выпускница литфака (1969 г.), старший преподаватель Ольга Гавриловна Ручко, проработавшая на кафедре 36 лет, увлеченно преподавала студентам филологического факультета старославянский язык, историческую грамматику, общее языкознание, фонетику, лексикологию, филологический анализ текста, сотрудничала с Владимирской епархией, являясь редактором журнала «Свет невечерний» и составителем «Патерика Успенского собора».

 

Кандидаты филологических наук доценты Раиса Васильевна Хворова, Татьяна Ивановна Шуришина, Валентина Андреевна Карючина, Ирина Леонидовна Петрова, Анна Станиславовна Цуккерман, ст. преподаватели Галина Николаевна Кабанова, Лидия Викторовна Соловьева, Александра Алексеевна Титова, Ольга Борисовна Архипова прошли школу на кафедре русского языка.

 

Из недр кафедры вышли факультет иностранных языков (1956 г. – секция иностранных языков при кафедре русского языка), кафедра русского языка как иностранного (1968 г. – секция по работе с иностранным студентами, которую возглавил В.И. Фурашов, 1971 г. – кафедра русского языка как иностранного) и кафедра преподавания русского языка в национальной школе (1983 г. – русско-национальное отделение при кафедре русского языка, 1987 – самостоятельная кафедра), расформированная после распада СССР.

 

За годы своего существования кафедра русского языка подготовила около шести тысяч учителей для города Владимира и области, большинство известных журналистов нашего края – это выпускники филологического факультета. Выпускники-филологи работают также в Департаменте образования, управлении образования, администрации города и т.д.

 

 

Литература

 

1. Алексеев Н. О зевоте и скуке, или Как читать и чтить современников // Всполье (Владимир). 1997. 23 декабря.

 

2. Анатолий Михайлович Иорданский // Призыв (Владимир). 1974. 22 мая. [Некролог].

 

3. Анатолий Михайлович Иорданский // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1975. №1. С.126. [Некролог].

 

4. Борисенко И. Человек большого трудолюбия // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И.Лебедева-Полянского). 1980. 28 мая.

 

5. Булахов М.Г. Иорданский Анатолий Михайлович // Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь. Минск, 1977. С. 237.

 

6.Буреев А.К. Его голос был голосом Родины (Электронный ресурс) // URL: www.vladkprf.ru/bureev/00049.html

 

7. Владимир Иванович Фурашов (К 60-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 1995. №6. С.110.

 

8. В постоянном поиске // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И.Лебедева-Полянского). 1988. 6 января.

 

9. Двойной юбилей старейшего русиста // Всполье (Владимир). 1995. 27 декабря.

 

10. «И нежный вкус родимой речи...» // Молва (Владимир). 2002. 11 июня.

 

11.Копелиович А.Б. Дойти до самой сути (к 70-летию профессора В.И. Фурашова) // Языковые значения: формы и категории. Владимир, 2005. С.3-13.

 

12.Копелиович А.Б. Учитель учителей // Русский язык в школе. 2011. № 5. С. 55-58.

13. Копелиович Август Борисович // Кто есть кто  в современной русистике. М.- Хельсинки, 1994. С.134.

 

14. Копелиович Август Борисович // Кто есть кто в лингвистике XX века. Автобиобиблиографический справочник. Т. 1. /Сост. С.В. Лесников. Сыктывкар, 1999. С. 48.

 

15. Коротаев О. Побольше бы таких преподавателей // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И.Лебедева-Полянского). 1987. 23 декабря.

 

16. Майоров М. От говоров до Пушкина – этап в десятки лет // Молва (Владимир). 1997. 18 декабря.

 

17. Макеев Д.А. Страницы истории педагогического образования  во Владимире // Вестник Владимирск. гос. университета. Научно-методический журнал. Вып. 2. Владимир, 1997. С.3-12.

 

18. На кафедре русского языка // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского). 1979. 14 ноября.

 

19. Носкова В.В., Гордеев С.П. Пеньковский Александр Борисович // Владимирская энциклопедия. Биобиблиографический словарь. Владимир, 2002. С. 335.

 

20. Носкова В.В. Фурашов Владимир Иванович // Владимирская энциклопедия. Биобиблиографический словарь. Владимир, 2002. С. 460.

 

21. Овчинникова Н. Необычная аудитория // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского). 1979. 14 ноября.

 

22. Павлович Н. «Онегина» воздушная громада // Аргументы и факты – Владимир – Иваново. 1999. № 49. Декабрь.

 

23. Пеньковский А.Б. Юбилей ученого // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского). 1967. 20 июня.

 

24. Пеньковский А.Б. Доктор филологических наук // Призыв (Владимир). 1967. 27июня.

 

25. Пеньковский Александр Борисович // Кто есть кто в современной русистике. М.- Хельсинки, 1994. С. 197-198.

 

26.Пименова М.В., Фурашов В.И. К юбилею кафедры русского языка филологического факультета ВлГУ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Теория языка. Семиотика. Семантика". 2013. № 1. С.96-106.

 

27. Рянин А. Многая Вам лета, профессор! // Призыв (Владимир). 2000. 6 декабря.

 

28. Семенкин К.Г. День каждый прожит не напрасно // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И. Лебедева Полянского). 1985. 11 декабря.

 

29. Скорбилин В. В науке могут быть бестселлеры // Аргументы и факты – Владимир – Иваново. 2000. № 22. Июнь.

 

30."Слово - чистое веселье...". Сборник статей в честь Александра Борисовича Пеньковского. М.: Языки славянских культур, 2009 (серия Studia philologica).

 

31. Сычева М. Профессор Пеньковский сказал новое слово о вечном // Молва (Владимир). 1999. 9 декабря.

 

32. Сычева М. Профессор в России – это жизненная позиция // Аргументы и факты – Владимир – Иваново. 2000. № 50. Декабрь.

 

33.  Титова В.И., Фурашов В.И. Иорданский Анатолий Михайлович // Владимирская энциклопедия. Биобиблиографический словарь. Владимир, 2002. С. 198-199.

 

34. Флегонтов М. Как решить  теорему Ферма // Молва (Владимир). 1999. 14 декабря.

 

35. Фурашов В.И. У него на груди орден Ленина // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И.Лебедева Полянского). 1972. 19 апреля.

 

36. Фурашов В.И. Интервью с юбиляром // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И.Лебедева Полянского). 1979. 3 января.

 

37. Фурашов В.И., Семенкин К.Г. Имени профессора Иорданского // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И.Лебедева Полянского). 1979. 24 января.

 

38. Фурашов В.И. Анатолий Михайлович Иорданский // Русская речь. 1984. № 4. С. 63-66.

 

39. Фурашов В.И. Не прервать связующую нить... Кафедра русского языка: научные традиции и современность // Молодой учитель (ВГПИ им. П.И.Лебедева Полянского). 1989. 23 ноября.

 

40. Фурашов Владимир Иванович // Кто есть кто в современной русистике. М.-Хельсинки, 1994. С. 274-275.

 

41. Фурашов В.И. Аудитория, в которой жил и работал профессор, носит его имя // Молва (Владимир). 1997. 26 июня.

 

42. Фурашов В.И. Анатолий Михайлович Иорданский: ученый, педагог, человек (1907-1974) // Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы международной конференции. Владимир, 1997. С. 5-14.

 

43. Фурашов В.И. Памяти Анатолия Михайловича Иорданского (К 90-летию со дня рождения) // Вестник Владимирск. гос. педуниверситета. Научно-методич. журнал. Вып. 2. Владимир, 1997. С. 197-203.

 

44. Фурашов В.И. Лингвистические идеи А.Б. Пеньковского (К 70-летию со дня рождения) // Вестник Владимирск. гос. педуниверситета. Научно-методич. журнал. Вып. 3. Владимир, 1998. С. 287-293.

 

45. Фурашов В.И. В поисках научной истины // Филология. Международн. сборник научн. трудов (К 70-летию Александра Борисовича Пеньковского). Владимир, 1998. С. 3-11.

 

46. Фурашов В.И. К 50-летию кафедры русского языка Владимирского государственного педагогического университета // Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект: Материалы V Международной конференции / Отв. ред. А.Б. Копелиович. – Владимир, 2003. – С. 3-12.

 

47. Фурашов Владимир Иванович // Кто есть кто в лингвистике XX века. Автобиобиблиографический справочник. Т. 1. / Сост. С.В. Лесников. Сыктывкар, 1999. С. 108-109.

 

48.Фурашов В.И., Негрышев А.А. Август Борисович Копелиович (К 75-летию со дня рождения) // Грамматические категории и единицы. Владимир, 2004. С.5-9.

 

49. Юдина Наталья Владимировна // Кто есть кто в лингвистике XX века. Автобиобиблиографический справочник. Т. 1. / Сост. С.В. Лесников. Сыктывкар, 1999. С. 123.

 

 

В.И. Фурашов


¹ Автор данного абзаца – проф. А.Б.Копелиович.