Общие положения

Воспитательная и духовно-просветительская работа кафедры русской и зарубежной филологии  организуется в системе приоритетных задач всестороннего развития гармонично развитой личности с акцентом на духовно-культурные и гуманистические  национальные интересы современной России и строится с учётом культурных и образовательных реалий развития региона, образовательной системы и имеет следующие целевые ориентиры: воспитательные (осмысление себя в системе поведенческих, нравственно-этических и моральных координат современного общества);  культурно-просветительские (знание культуры своего народа, приобщение к его духовным национальным богатствам, осознание духовности как системы личностных приоритетов); социально-адаптационные  (подготовка студентов к условиям жизни в современном обществе) и профориентационные (открывающие возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной специализации).

Воспитательная работа строится исходя из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей и представляет собой деятельность, основанную на учебной, научной, творческой и общественной деятельности студентов и преподавателей кафедры. Одной из концептуальных задач кафедра ставит задачу организации гуманитарной (социокультурной и духовно-просветительской) воспитывающей среды, направленной на формирование системы взглядов и качеств личности.

С этой целью кафедра русской и зарубежной филологии организует свою работу в системе мероприятий, непосредственно влияющих на процесс профессионализации, социализации, индивидуализации и гуманизации современной молодёжи. Системообразующей основой воспитательной и духовно-просветительской гуманитарной среды является формирование корпоративного взаимосотрудничества (взаимодействия) студентов и профессорско-преподавательского состава университета в организуемой кафедрой общественно-организационной, научно-познавательной, культурно-нравственной деятельности с акцентацией аксиологических и духовных приоритетов современного общества.

Приоритетность решения воспитательных задач основывается на Законе Российской Федерации «Об образовании», определяющим воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, приоритет-проектах воспитательной и культурно-просветительской работы кафедры.

Кафедра русской и зарубежной филологии реализует культурно-просветительскую деятельность как самостоятельно (в рамках кафедральных и факультетских проектах и мероприятий), так и на основе сотрудничества с государственными и негосударственными структурами, образовательными, научными, культурными организациями. В обязательном порядке воспитательное и духовно-просветительское направление деятельности кафедры учитывает специфику образовательных и воспитательных программ ВлГУ.

В основу воспитательного и духовно-просветительского направления деятельности кафедры положены следующие основополагающие принципы российского высшего образования: демократизации процесса образования, социокультурная толерантность, гуманизация и гуманитаризация процесса подготовки специалистов высшей квалификации (с учётом филологической направленности кафедры).

Законодательная база воспитательной и духовно-просветительской работы кафедры учитывает следующие нормативные документы:

1)                 Международные нормативные акты, относящиеся к проблемам организации воспитательной работы: Конвенция о техническом и профессиональном образовании (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 21 ноября 1978 г.), Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г.); Рекомендации о развитии образования взрослых (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 26 ноября 1976 г.).

2)                 Законодательные акты Российской Федерации, определяющие основные подходы к воспитательной работе в системе высшего и послевузовского образования: Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2005 г., Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

3)                 Обязательные и рекомендательные акты, принятые Министерством образования и науки Российской Федерации, значимых российских общественных организаций: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» от 5 июня 1996 г., Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования» от 27 мая 1997 г. № 6/1., Постановление Российского Совета ректоров «Высшее образование и воспитание молодёжи» от 6 февраля 1997 г.

4)                 Нормативные документы и устав Владимирского государственного университета, регулирующие организацию воспитательной работы, Правила внутреннего распорядка

 

Принципы организации воспитательной работы

Воспитательная работа осуществляется на основе принципов гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Воспитательная работа базируется на принципах единства воспитательного и учебного процессов с ориентацией на активизацию научно-познавательного интереса, их направленности на повышение качества подготовки специалистов высшего образования, развития студенческого самоуправления, совершенствования воспитательного процесса на основе учебной, научной, творческой, общественной, спортивной и практической деятельности как внутри университета, так и за его пределами.

 

Цели и основные задачи организации воспитательной работы

Целью воспитательной работы является формирование высокой нравственности, здорового образа жизни, патриотизма, любви к профессии, повышение культурного уровня, толерантности, семейных ценностей. Основными задачами в области воспитательной работы являются: формирование высокой культуры общения, учёбы, профессиональной деятельности, досуга в студенческой среде; развитие нравственных и профессиональных качеств студентов, способствующих плодотворному освоению учебных программ; пропаганда здорового образа жизни, внедрение всех форм участия в мероприятиях, связанных с физической культурой и спортом; пропаганда патриотизма, толерантности, семейных ценностей.

 

Организация воспитательной работы

Воспитательная работа со студентами планируется по нескольким уровням.

1.   Воспитательная работа проводится с участием всех штатных работников и сотрудников кафедры. Для участия в воспитательном процессе могут привлекаться также преподаватели, не входящие в штатную структуру университета, специалисты необходимого профиля и квалификации других государственных и негосударственных образовательных и иных организаций.

2.    Координацией и организацией воспитательной работы со студентами на кафедре занимается зам. директора Педагогического института по учебно-воспитательной работе канд. филолог. наук, доцент А.С. Малахов в соответствии с планом работы. В основные функции входит – формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни;  информационное обеспечение студентов через социальные сети, Internet, информационные стенды, путем выпуска студенческих газет, информационных бюллетеней и др.; разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы воспитательной и внеучебной работы; посещение студенческих общежитий; организация внеучебного процесса, связанного с культурной, общественной деятельностью, организация участия студентов факультета в университетских, городских, областных, всероссийских мероприятиях, проводимых для молодежи; содействие посещению студенческих мероприятий профессорско-преподавательским составом факультета; содействие работе студенческого самоуправления факультета, других общественных организаций; подготовка предложений для поощрения студентов за активное участие в культурной, общественной жизни факультета, университета; осуществление взаимосвязи с профессорско-преподавательским составом кафедр в части организации внеучебной работы, ответственными за воспитательную работу по кафедрам, кураторами учебных групп.

Организация воспитательной деятельности кафедры включает в себя следующие уровни:

Первый уровень - кафедральные и внутрифакультетские формы. В том числе: мероприятия внутри коллектива академических групп, факультетские мероприятия, опирающиеся на специфику изучаемой специальности, мероприятия в рамках научно-исследовательской студенческой работы, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений.

Второй уровень - традиционные общеуниверситетские массовые мероприятия. В том числе: мероприятия, проводимые на городском, областном и федеральном уровнях.

Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, в том числе: индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса; разработка индивидуальных программ профессионального становления и развития студента; работа по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере искусства и творчества и т.п.); индивидуальная исследовательская работа студентов под руководством преподавателей и аспирантов; работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов.

 

Организация воспитательной работы кураторов

Основными направлениями в работе кураторов являются:

– проведение кураторских часов в студенческих группах;

– знакомство студентов с организацией учебного процесса в вузе, Законом об Образовании, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка в университете, Правилами проживания в общежитии, Положениями, регламентирующими распределение стипендиального фонда, установление материальной помощи в университете;

– формирование в студенческих группах сплоченных коллективов, проведение работы по формированию актива группы;

– помощь в адаптации студентов I курса к системе обучения, в ознакомлении с правами и обязанностями, в культурном и физическом совершенствовании студентов, налаживании доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;

– осуществление текущего контроля над успеваемостью в группе, обсуждение в группе итогов промежуточных аттестаций и результатов экзаменационных сессий;

– содействие привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;

– посещение студенческого общежития, взаимодействие с комендантами и воспитателями общежитий;

– посещение студенческих культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, проводимых на факультете, в университете;

– информирование заведующих кафедрами о положении дел в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов;

– участие в субботниках;

– привлечение студентов группы к занятиям в спортивных секциях университета и к участию в творческих конкурсах.

 

____________________________

Одной из основных задач воспитательной и духовно-просветительской работы кафедры является установление и дальнейшее развитие преемственной связи между образовательными структурами «школа – лицей (колледж) – бакалавриат – магистратура-аспирантура». Особую актуальность это духовно-просветительское и одновременно научно-творческое направление приобретает в связи с концептуализацией задач формирования и развития молодёжи в системе общегосударственной концепции формирования гармонично развитого поколения.

Перспективы дальнейшей работы, проводимой кафедрой в приоритетных направлениях воспитательной и духовно-просветительской деятельности связаны с организацией связи Вуза со школой, с профильными лицеями, колледжами; развитием творческого и научного потенциала молодёжи в системе внутривузовских и межвузовских научно-образовательных и молодёжно-творческих проектов; актуализация многоуровневых научно-практических конференций, в которых в равной степени принимают участие, как учащиеся школ и лицеев (колледжей), так и молодые учёные – бакалавры и магистры, аспиранты и соискатели. Несомненна важность и своевременность именно такого подхода к организации работы с талантливой молодёжью, когда развивается и научный и творческий потенциал в единой воспитательной системе.

Приоритетные направления воспитательной и духовно-просветительской работы кафедры на 2015-2016 годы:

 

  •  Интеграция и организационная поддержка творческих инициатив студентов ВлГУ;
  • Привлечение студенческой молодёжи к активным формам досуга и создание условий для активизации межличностных и коллективных отношений в среде студентов ВлГУ;
  • Организация культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами ВлГУ, проведение мероприятий в рамках направлений работы;
  •  Воспитательная работа со студентами, профилактика девиантного поведения и правонарушений студентов;
  • Разработка организационно-методического обеспечения воспитания и досуга студентов университета, нормативных и рекомендательных документов;
  • Организационно-методическая работа с кураторами учебных групп; Взаимодействие с общественными организациями и органами местного самоуправления по направлениям деятельности отдела;
  • Организация работы кружков, секций, клубов;
  • Развитие системы информационного обеспечения внеучебной работы и молодежной политики.