Актуальные проблемы русской и зарубежной филологии: теория, методика, практика.

 

    К началу ХХI века в процессе исторического развития гуманитарной сферы знания в целом, и филологических наук в частности, выработалась необходимость актуализации целого ряда вопросов, обусловленных появлением нового типа научно-теоретического мышления. аналитически новый тип мышления испытал влияние общемировых тенденций интеграции и глобализации научного знания и был осложнён современным уровнем гносеологических проблем. В результате назрела необходимость совершенствования системы научно-теоретических, историко-практических и методологических направлений в современной филологической науке.

 

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНТЕГРАТИВНОМ ПОЛЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СОЦИО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ».

 

    К началу ХХI века выработалась тенденция актуализации целого ряда вопросов, обусловленных появлением нового перспективного типа интегрального научно-теоретического мышления, предполагающего междисциплинарный синтез различных областей социо-гуманитарной парадигмы. Назрела необходимость совершенствования системы научно-теоретических, историко-литературных и методологических направлений в современной науке о литературе. Тем более что в последние годы в мировой науке наблюдается возрастающее внимание не только к исследованию однонаправленных вопросов истории, теории и методики литературы, но и к синтетическому процессу обобщения этих вопросов, к разработке проблем, одновременно направленных на историко-литературное, теоретическое и методологическое изучение литературы.

    В связи с этим особую важность приобретает процесс взаимодействия отечественных и зарубежных литературоведческих школ, а вместе с тем вопросы «вненаправленческого литературоведения». Актуализируются такие основные литературоведческие направления, как история и теория мирового литературного процесса, теория литературы, методологическая система и современная методология анализа (историко-литературных явлений, литературного процесса, художественного текста как части культуры).

 

   1. При изучении истории и теории мирового литературного процесса основным предметом представленного научного направления является литература как развивающаяся система. Концептуальным становится изучение таких проблем, как роль традиции в литературном процессе, степень соотнесённости национальных литератур внутри единого всемирного литературного процесса, художественные взаимодействия как внутренние связи литературного процесса, историко-литературная периодизация художественного процесса, трансформативная перестройка и теория переходных этапов мирового литературного процесса. Такой подход выдвигает на первый план компаративистские аспекты истории, теории и методологии литературы.

   При изучении вопросов истории и теории мирового литературного процесса наиболее перспективными представляются проблемы сравнительно-исторического, сравнительно-типологического изучения разнонациональных литератур; вопросы имманентного и контекстуального развития русской и зарубежной литератур (исходя из специфики участвующих в направлении кафедр), современные аспекты теоретической истории литературы (стадиальность литературного процесса, периодизация, специфика переходных этапов, закономерности эволюции художественного развития).

    В системе данного вектора определяются следующие научные темы-приоритеты:

 

  • Русская литература от истоков до наших дней: поэтика, антропологические и социокультурные аспекты.
  • Мировая литература и её рецепция в русской культурной традиции: слово и текст в контексте истории и культуры.
  • Русская и мировая литература и литература после Освенцима и ГУЛАГа.

  2. Основным ракурсом научного исследования в области теории литературы, несомненно, становится художественное произведение и его свойства как первичная реальность литературы.

           

    3. В связи с этим особую важность приобретает третья линия данного научного направления – методика литературы, которая условно может быть разделена на два концептуальных уровня: методология анализа литературного процесса и методология и система методических приёмов работы с художественным произведением.

    Стратегически акцентированными становятся вопросы систематизации классических методов анализа, выработка конкретных инновационных приёмов литературоведческого анализа, разработка теории анализа неклассических (модернистских и постмодернистских) текстов. Особый акцент также делается на разработке материалов, нацеленных на практическое освоение и реализацию методики, принципов и приёмов анализа литературного текста. В связи с этим можно выделить ряд наиболее перспективных для научного исследования проблем:

·Теоретические и методологические аспекты литературоведческого анализа;

·Структура художественного произведения и принципы структурного анализа;

·Типы литературоведческого анализа: целостный, комплексный, проблемно-стилевой, интертекстуальный, микроанализ, сравнительно-типологический и т. д.;

·Герменевтика: проблемы интерпретации художественного текста;

·Современная техника имманентного и контекстуального анализов;

·Междисциплинарные подходы.

    В рамках кафедрального научного направления ставится и решается актуальная проблема методики преподавания литературы, разрабатываются новые аспекты включения новых информационных технологий в процесс изучения и преподавания мировой литературы. В связи с этим в системе общего кафедрального направления определяется новационная экспериментальная научно-методическая тема «Стратегия литературного образования в ХХI веке: научные задачи, практические приоритеты, методологические перспективы», в рамках которой осуществляется концепция непрерывного литературного образования, одной из основных задач которой является установление и дальнейшее развитие преемственной связи между структурами «школа – лицей (колледж) – бакалавриат – магистратура - аспирантура».

    В этом плане кафедральная научно-методическая работа выстраивается в направлении нескольких приоритетов – 1) связь кафедры со школой, с профильными лицеями, колледжами; 2) развитие творческого и научного потенциала молодёжи в системе внутривузовских, межвузовских научных-образовательных, школьных и смешанных молодёжно-творческих проектов; 3) актуализация многоуровневых научно-практических конференций и конкурсов-проектов, в которых в равной степени принимают участие, как учащиеся школ и лицеев (колледжей), так и  молодые учёные – бакалавры и магистранты, аспиранты и соискатели. Целевым направлением данного механизма становится создание экспериментальной площадки для выработки стратегии литературного образования ХХI века и создание условий для практической апробации теоретических положений.

    Проблемное поле научно-методической темы «Стратегия литературного образования в ХХI веке: научные задачи, практические приоритеты, методологические перспективы»:

1.      Инновации и традиции в школьном литературном образовании: литература как школьная дисциплина, современная литература в круге чтения школьника.

2.      Образование и культура: поиски взаимного сотрудничества.

3.      Литературное образование как механизм ретрансляции национальных духовно-культурных ценностей в систему воспитания и общего образования;

4.      Дефиниция читательской траектории ХХI века в методологической и психолого-педагогической зависимости от уровня образования: формирование квалифицированного читателя;

  Таким образом, концептуальная стратегия научного кафедрального направления «актуальные проблемы истории, теории и методики литературы в интегративном поле междисциплинарных социо-гуманитарных исследований» определяется закономерной необходимостью изучения литературы, вызванной современным уровнем развития литературоведческой науки, обусловленного общенаучными тенденциями эпохи – интегрированностью литературоведения в сферу общего научного гуманитарного знания и синтезированностью её научных концептов – истории, теории и методики литературы с различными сферами социо-культурно-образовательного пространства современного мира.

   В ракурсе данного научного направления в ближайшей перспективе ставятся и новационно решаются самые актуальные проблемы современного литературоведения:

  • Осмысление мирового литературного процесса ХХ века;
  • Определение перспектив художественного развития в ХХI веке;
  • Разработка нового литературоведческого категориального аппарата с учётом достижений междисциплинарных исследований;
  • Проблема философизации художественного текста в литературном процессе на современном этапе;
  • Выработка теоретико-практического инструмента современной литературной компаративистики;
  • Теоретизации категории «художественное сознание»;
  • Совершенствование техники литературоведческого анализа;
  • Историко-литературная и теоретическая систематизация социокультурных проектов и художественных направлений в литературе ХХI века;
  • Выявление специфики взаимоотношений литературных метаязыков – «академического», классического и нетрадиционного (модернистского и постмодернистского);
  • Исследование тематического направления «Факт, документ, вымысел и художественный текст»;
  • Исследование герменевтического направления в современном литературоведении;
  • Вопросы методики преподавания литературы в свете задачи подготовки специалистов широкого профиля в области филологии и педагогических кадров в Российской Федерации;
  • Теоретические и практические вопросы обучения, включающие в себя воспитательные, духовно-просветительские, психологические и методические проблемы современного непрерывного литературного образования.

 ________________________________

 

     Современный этап развития литературоведческой науки характеризуется формированием различных направлений и теорий, в основе которых лежит междисциплинарный и антропоцентрический характер исследования литературы. Такой комплексный подход к изучению литературных явлений обусловлен значительными методологическими изменениями и новшествами в рассмотрении целого ряда духовно-культурных проблем, среди которых отчётливо выделяются проблемы взаимоотношения языка и литературы, литературы и культуры, литературных и внелитературных структур знаний и т.д. Все это свидетельствует о расширении и углублении научно-исследовательской литературоведческой парадигмы и служит импульсом для дальнейшего привлечения смежных гуманитарных наук в решении многих спорных и малоизученных сторон литературы и литературоведения. Особенно актуализируются такие интенсивно развивающиеся новационные направления, как сравнительное (компаративное) литературоведение, психологическое литературоведение, интегральное литературоведение, антропологическое литературоведение, интеркультурологическое литературоведение, онтологическая поэтика (с особой акцентацией на мифопоэтике), рецептивное литературоведение, которые рассматривают литературу  и художественный текст не только как культурное явление, но и как социальный феномен, и как организацию человеческого знания и духовного опыта в целом опыта.


  При этом актуальность выдвигаемой проблемы обусловлена, с одной стороны, всем ходом развития современного литературоведения, ориентированного на изучение «интегральности и междисциплинарности» в литературе, с другой – неразработанностью социокультурных аспектов литературы в процессе межкультурной коммуникации и в сравнительно-типологических исследованиях различных «межлитературных общностей» (национальных, региональных, зональных). Это создает серьезный пробел в развитии современной литературоведческой школы, восполнение которого в свете новых научных тенденций представляется задачей первостепенной важности.

  Этим определяется актуальность и перспективность обозначенного научного направления кафедры русской и зарубежной филологии.